Сайт посвящен соединениям РККА в годы Великой Отечественной войны

190-я Краснознаменная стрелковая дивизия
Награды:
Орден Красного Знамени
Сформирована в 1942 году
История соединения:

Формируется в составе 25А Дальневосточного фронта дислоцировавшейся в Приморье в районе оз.Ханка. Дивизия с таким же номеров в 41г. погибла в Уманьском котле. У нового формирования были уже другие номера полков. Наши войска на Дальнем Востоке в течении 41-44гг. готовились к обороне нашего Приморья. На границе строились УРы. На участке 190сд границу прикрывал 106УР. Дивизия готовила планы обороны границы в случае нападения Японии.

С приближением окончания войны с Германией советские командование стало рассматривать сценарий возможной войны с Японией. Из части сил Дальневосточного фронта находившихся в Приморье была образована Приморская группа войск под командованием маршала Мерецков К.А. В августе ПримГВ была переименована в 1-й Дальневосточный фронт. В Приморье по завершении боев в Восточной Пруссии перебрасывалась 5А под командование генерал-полковника Крылова. Части 5А развертывались между 1 и 25 армиями ПримГВ как раз на участке 109сд. В состав 5А вошла 109сд. Три стрелковых корпуса 5А должны были наступать вглубь Манчжурии в направлении на Муданьцзян. 109сд вошла в состав 65СК. В составе 5А было 12 дивизий развернутых на участке 65км. Численность 190сд к началу операции 8995чел. (самая многочисленная в составе 5А).

Управление 5А прибыло на Дальний Восток еще в конце мая 45г. Сразу же началась работа по подготовке и изучению театра бд. Предполагалось по плохим дорогам двинуть в район прорыва большое количество прибывающих с запада дивизий. К участку прорыва должно было быть подвезено большое количество боеприпасов и топлива. Начало наступления было назначено на 1 ночи 9 августа по Хабаровскому времени (это 18:00 8 августа по Москве).

В расчетное время передовые батальоны армии перешли гос. границу. В тот же самое время разразился сильнейших ливень с грозой. Темнота и гроза способствовали скрытности сосредоточения. Лишь с рассветом гарнизоны отдельных японских дотов стал организовывать сопротивление. Однако эти доты действовали уже в условиях окружения. В бой были введены танковые полки и бригады начавшие преследование отходившего противника вдоль дороги на Силиньхе. 190сд действовала на крайнем правом фланге 65СК. На участке дивизии японские части первоначально вообще не оказали никакого сопротивления. В первый день наступления действуя в трудно пересеченной лесисто-болотистой местности с сопками и горами дивизия почти не встречая сопротивления продвинулась на 10км. За первый день части 5А продвинулись вглубь Манчжурии на 18-30км. Японцы начали отводить войска на тыловой оборонительный рубеж. Дивизия продвигаясь вглубь Манчжурии В наступлении дивизию поддерживал 478тсап имевший 21 ИСУ-152 и 79тбр.

10 августа продолжала продвигаться по направлению к ст.Мацяохе продвинулась на 22км овладев эти важным узлом дорог. Японцы старались удержать этот укрепленный узел дорог, но в результате обходного маневра с юга вместе с 26тбр и 478тсап противник был выбит из Мацяохе. В дальнейшем продвигаясь вдоль р.Мулинхэ и жд продвигалась на Синюаньчжень, Мулин. Японцы при отходе минировали дороги, взрывали мосты, оставляли группы смертников бросавшихся под машины. Наиболее сильное сопротивление японцы оказали на подступах к г.Муданьцзян. Впереди шел передовой отряд из 208 и 218тбр. 12 августа был прорван оборонительный рубеж японцев по р.Мулинхе. Уже к вечеру передовые части ворвались в г.Даймагоу. 190сд продолжала действовать на правом фланге. 14-15 августа наши войска вели бои за овладения г.Мулин и Муданьцзян. 190сд овладев Мулином вела бои за жд станции сев. города. Японцы еще продолжали оказывать сопротивление на отдельных оборонительных позициях. Большую проблему составляло растрата боеприпасов в б/д. Доставка снарядов вглубину территории Манчжурии по плохим дорогами составляло большую проблему. Снарядов 122мм оставалось всего 0,3 б/к.. Японцы на подступах к Муданьцзяну оказывали более упорное сопротивление переходя в яростные контратаки. Однако все атаки удавалось успешно отражать, однако и нашим войскам эти бои стоили немалых потерь.

Отдельную проблему составляли действия нашей же авиации. Так 63 бомбардировщика ИЛ-4 нанесли 16 августа удар по г.Мулин где располагался штаб армии и тыловые части. Истребители совершали обстрелы колонн армии. Потери от этих действий в частях 5А составляли до 200чел.. Было разбито до 200 автомашин наших тыловых частей.

Дивизия выйдя к Муданьцяну располагалась вост. города прикрывая жд и автодорогу в узкой горном дефиле от нападения действовавших в горах остатков разбитых частей японцев. 17 августа в расположение наших войск был сброшен с японского самолета вымпел с посланием нач. штаба японского 1-го фронта с сообщением о приказе японским частям от верховного командование приостановить боевые действия и предложением остановить дальнейшее наступление наших войск. Японцы сообщалось должны были оставаться в прежнем районе и передать нашим войскам все свое вооружение. С 18 августа организованное сопротивление японских войск прекратилось и продвижение наших войск дальше почти не встречало сопротивления. 190сд дальше вглубь Манчжурии уже не продвигалась составляя резерв 5А.

Всего потери дивизии за время операции составили - убитыми 380, ранено 1215 чел.. Это были наибольшие потери в составе 5А. Сопоставимые потери понесла действовавшая совместно с 190сд при прорыве укрепленных полос противника 144сд (242 убитыми и 1082 ранеными). Всего части 5А потеряли 1719 убитыми и 5791 ранеными.

Состав:
58, 112 и 158 сп, 1028 ап (427 ап), 461 осад, 54 оиптд, 62 рр, 317 (134) сапб, 7 обс (138 орс), 37 медсанбат, 110 орхз, 282 атр, 554 (367) пхп, 965 двл, 1885 ппс, 178 пкг
Командиры:
  • Жестаков Степан Борисович (01.07.1942 - 31.12.1942)
  • Максутов Рахим-Сагиб Гареевич (31.12.1942 - 12.03.1944)
  • Ставцев Николай Георгиевич (01.03.1944 - 30.09.1945)
Подчинение:
01.0101.0201.0301.0401.0501.0601.0701.0801.0901.1001.1101.12
1941
194225А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ25А, ДВФ
194317СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ
194417СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ
194517СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ДВФ17СК, 25А, ПримГВ, ДВФ
Информация о статье:
Запись добавлена: 07.12.2015 Последнее изменение: 07.12.2015