Сайт посвящен соединениям РККА в годы Великой Отечественной войны.

Страницы истории Великой Отечественной


В этот день 30 Июня 1942 года
Брянский фронт (Голиков Филипп Иванович). Сталин 30 июня лично проинструктировал Голикова: «Запомните хорошенько. У вас теперь на фронте более 1000 танков, а у противника нет и 500 танков. Это первое, и второе: на фронте действия трёх танковых дивизий противника у вас собралось более 500 танков, а у противника 300—350 танков самое большое. Все теперь зависит от вашего умения использовать свои силы и управлять ими по-человечески. Поняли?»

Командованию фронта не удалось организовать своевременного и массированного удара по флангам немецкой группировки. Корпуса вступали в сражение разновременно и по частям, без взаимодействия с артиллерией и авиацией, без разведки и связи, при этом использовались они не столько для решения активных задач по уничтожению противника, сколько для затыкания брешей в обороне общевойсковых армий.

30 июня, перешёл в наступление из района южнее Ливны вдоль левого берега реки Кшень 1-й танковый корпус генерал-майора М. Е. Катукова. В междуречье Кшени и Олыма развернулись ожесточённые бои. Катукову удалось продвинуться на юг всего на 5 км, затем он был остановлен немецкой артиллерией и ударами авиации и занял оборону на стыке 13-й и 40-й армий. Бригады Павелкина противник обошёл с юга и отрезал от тыловых коммуникаций; за 3 дня боёв 16-й танковый корпус потерял более сотни боевых машин, а 109-я танковая бригада оказалась окружённой противником.

Во второй половине 30 июня началось крупное танковое сражение и на левом фланге 40-й армии, между дивизиями германского 48-го танкового корпуса и танковыми корпусами оперативной группы Федоренко. 4-й танковый корпус генерал-майора В. А. Мишулина, перейдя в наступление из района Старого Оскола, к исходу дня достиг Горшечного, разгромив здесь передовые части противника. 17-й корпус генерал-майора Н. В. Фекленко нанёс удар силами одной бригады из района Орехова также на Горшечное. Остальные соединения и части корпуса ещё выдвигались в исходный район для наступления. 24-й танковый корпус генерала В. М. Баданова вместо перехода в наступление совместно с бригадами Мишулина получил задачу оборонять район Старого Оскола и не допустить прорыва противника на юг. ([4] стр. 259)

Юго-западный фронт (Тимошенко, Семён Константинович). 30 июня из района Волчанска нанесли удар войска 6-й немецкой армии и 40-го танкового корпуса и к 14 часам прорвали оборону на стыке 21-й и 28-й армий Юго-Западного фронта. Пройдя за три дня 80 км, немцы вышли в районы Старого Оскола и Волоконовки. Командующий 21-й армией генерал-майор А. И. Данилов, чтобы избежать окружения, решил отвести войска на восточный берег Оскола. Задача прикрытия отступавших соединений возлагалась на 343-ю стрелковую дивизию полковника П. П. Чувашева и приданный армии 13-й танковый корпус. К этому времени последний был пополнен до штатной численности, имел в своём составе 158, 167, 85-ю танковые, 20-ю мотострелковую бригады, 2 дивизиона реактивной артиллерии. В бригадах насчитывалось 180 танков. Это достаточно мощный кулак. Однако в составе объединения не имелось зенитной артиллерии, подразделений разведки и эвакуационно-ремонтных частей. Отход сопровождался непрерывными атаками противника, налетами бомбардировочной авиации и отсутствием поддержки со стороны своей артиллерии и пехоты. Танкисты понесли значительные потери в технике и личном составе, смертельное ранение получил генерал П. Е. Шумов, погиб командир 20-й стрелковой бригады майор П. И. Турбин и командир 85-й танковой генерал-майор А. А. Асейчев. Соединения 28-й армии также оказались отброшены на левый берег реки Оскол. ([4] стр. 264)

Севастополь. 30 июня на заседании Военного совета Черноморского флота и оборонительного района было объявлено решение Ставки Верховного Главнокомандования об эвакуации Севастополя. Вечером 30 июня остатки войск СОР стали отходить из Севастополя к бухтам Стрелецкая, Камышевая, Казачья и на мыс Херсонес. 30 июня, после занятия противником Корабельной Стороны, эвакуация стала просто невозможной. Началась агония Приморской армии.

Гальдер Франц. Во второй половине дня под Севастополем настолько серьёзные успехи, что падение города и порта следует ожидать со дня на день. Наступление 40-го моторизованного корпуса началось вполне успешно. Наступающие войска Вейхса продолжают продвигаться вперёд. Сопротивление противника на фронте усиливается, он оказывает давление из района Ливен на наш северный фланг. На остальных участках фронта спокойно.

Совинформбюро.

Ещё одна фальшивка гитлеровского командования. 28 июня ставка Гитлера выпустила в свет ещё одну очередную фальшивку. На этот раз фашистские борзописцы «уничтожили» на бумаге, не много — не мало, три наших армии: 2 ударную, 52 и 59 армии Волховского фронта, якобы окружённые немцами на западном берегу реки Волхов. При этом гитлеровские писаки приводят астрономическую цифру в 30.000 якобы захваченных пленных, а также о том, что число убитых превышает число пленных во много раз. Разумеется, эта очередная гитлеровская фальшивка не соответствует фактам… Части 2 ударной армии отошли на заранее подготовленный рубеж. Наши потери в этих боях до 10 тыс. человек убитыми, около 10 тыс. человек пропавшими без вести. Потеряно 102 орудия, 12 танков и 200 пулемётов. Следовательно, ни о каком уничтожении 2 ударной армии не может быть и речи. Что касается 52 и 59 армий, то они в клин, вбитый в немецкую оборону, не вводились и на их коммуникации противник не выходил. Наоборот, эти армии наносили серьёзные удары по войскам противника, прорвавшимся на коммуникации 2 ударной армии, и обеспечивали отвод её частей на новый рубеж. Таковы факты, начисто опровергающие очередную гитлеровскую фальшивку. В течение 30 июня на Курском направлении наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. Противник несёт колоссальные потери. Наши войска подбили до 150 немецких танков. На Севастопольском участке фронта наши войска отбивали ожесточённые атаки крупных сил противника. На других участках фронта существенных изменений не произошло.