Сайт посвящен соединениям РККА в годы Великой Отечественной войны.

Страницы истории Великой Отечественной


В этот день 26 Октября 1942 года
Донской фронт. Рокоссовский, Константин Константинович: «Учитывая тяжёлое положение 62-й армии, Ставка приказала провести в октябре наступательную операцию… Для этой операции нам разрешалось использовать семь стрелковых дивизий, прибывавших из резерва Ставки. Никаких дополнительных средств усиления (артиллерия, танки, самолёты) фронт не получал. В этих условиях трудно было рассчитывать на успех. Группировка противника опиралась здесь на хорошо укреплённые позиции. Поскольку главная роль в предстоявшем наступлении отводилась 66-й армии, я переговорил с Малиновским. Тот стал меня упрашивать не направлять в бой семь новых дивизий: — Только напрасно потеряем их.

На наше счастье, к намеченному Ставкой сроку из семи дивизий мы получили только две. Они и были переданы 66-й армии. Остальные запоздали, и мы оставили их в резерве фронта. Впоследствии они сыграли большую роль. Как и следовало ожидать, наступление было безуспешным. Войска Донского фронта не смогли прорвать оборону противника».[8] (стр. 144)

За период с 20 по 26 октября 66-я армия, непрерывно атакуя, продвинулась всего на 3 км и поставленную задачу не выполнила. Потери при этом составили около 18 тыс. человек. Докладывая о причинах неудачи, Рокоссовский и Жадов заявили, что пехота, особенно вновь прибывшие дивизии, плохо обучена и предложили прекратить наступательные действия. «…Люди не обучены и совершенно не подготовлены, многие совершенно не умеют владеть винтовкой. Прежде чем воевать, надо новую дивизию хотя бы месяц обучать и подготовить. Командный состав как средний, так и старший тактически безграмотный, не может ориентироваться на местности и теряет управление подразделениями в бою… При наличии большого артогня и массированных налетов нашей авиации, части продвигаются очень медленно… Авиация противника активности не проявляла. Силы противника перед фронтом 66-й армии незначительные, противник собрал солдат из тылов…» С немецкой стороны, без поддержки танков и авиации, оборону держали измотанные части 3-й мотодивизии генерала Шлемера, в которой оставалось по 27 бойцов на роту.[5] (стр. 562)


Сталинградский фронт. 26 октября (понедельник) 149-я стрелковая бригада под командованием В. А. Болвинова, поддержанная боевыми судами Волжской военной флотилии, атаковала врага в поселке Спартановка и выбила оттуда гитлеровцев. 64-я армия продолжала развивать наступление на Купоросное.


Закавказский фронт. Северная группа войск. Во второй половине дня 26 октября немецко-румынские войска подошли к Нальчику. В это же время из района Майское, Котляревская ударили 13-я и 23-я танковые дивизии. Прорвав слабую оборону, немецкие танки быстро распространялись в юго-западном направлении и к исходу дня продвинулись более чем на 20 км.

Командующий Закавказским фронтом генерал армии Тюленев направил в распоряжение Северной группы войск 155-ю стрелковую бригаду из Сухуми и 317-ю и 319-ю стрелковые дивизии из 58-й армии. Кроме того, в район прорыва подтягивался вновь сформированный 10-й стрелковый корпус под командованием генерал-майора П. Е. Ловягина. Он должен был в ночь на 27 октября занять оборону по восточному берегу реки Урух, от Терека до Чиколы. Корпусу подчинялась правофланговая 275-я стрелковая дивизия и 52-я танковая бригада. 11-му гвардейскому стрелковому корпусу генерал-майора И. П. Рослого приказывалось занять оборону по внешнему обводу Орджоникидзевского оборонительного района. Противник между тем продолжал непрерывно наступать, отбрасывая части генерала Козлова к предгорьям Главного Кавказского хребта. Между дивизиями 37-й армии образовался разрыв, участок от Уруха до Чиколы оказался совершенно открытым. Создавалась непосредственная угроза прорыва немецких танков к Орджоникидзе.[5] (стр. 458)


Совинформбюро. В течение 26 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и северо-восточнее Туапсе.